22 048 971 118 ₽
Иконка мобильного меню Иконка крестик
1 июня – Международный день защиты детей
1 июня – Международный день защиты детей
Помогите детям-сиротам, детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей познакомиться с культурой по ежегодной программе «1 июня - Международный день защиты детей».
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»

Благодаря этой программе малоимущие семьи могут отвезти своего ребенка-инвалида на лечение, чтобы избавить его от серьезной болезни или хотя бы облегчить ее течение.

Начеку!
Начеку!
С февраля 2022 г. по август 2023 г. в результате боевых действий, в том числе от мин было убито 549 детей. В результате боевых действий ранено 1166 детей. Российским детским фоном создана программа, которая будет обучать детей рискам, исходящим от боеприпасов взрывного действия.
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Кому помочь
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Статьи

ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА И ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ, ПОВЕДАННЫЕ СТАТИСТИКАМИ

Дата новости 06.02.2004
Количество просмотров 710
Автор статьи Альберт Лиханов «Дитя человеческое» №3
Цыплят по осени считают, а детей не грех пересчитать к 1 июня — Международному дню их защиты. И хотя статистика — скучноватый жанр, некоторые ее цифры стреляют покруче многих сочинений.
Только что вышел традиционный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». И хотя это отчет 2003 года, данные, включенные в него, обрываются 2002-м. Что ж, таков неспешный ход казенных сложений и вычитаний. Хочу еще заметить, что выпуск этих докладов — правильная традиция. У ее основания стоит доклад «Положение детей в СССР» за 1990 год, подготовленный нашим Фондом, розданный всем народным депутатам СССР и наделавший немало шума: многие цифры публиковались впервой и не были свидетельством побед, не подтверждали, что «детство — единственный привилегированный класс». Наша неправительственная организация с согласия, между прочим, властей готовила сей доклад (но уже по России) до 1994 года включительно, потом это наше социальное изобретение отняли, и последний труд выпустило Министерство труда и соцразвития (упраздненное), его департамент по делам детей, женщин и семьи, а Детский фонд выпускает отныне независимый доклад о положении детей в России «Тяготы детского мира», в котором несколько иные цифры и несколько другие взгляды.
Но все это — лишь детали. Суть: о чем и как говорят цифры. А они безрадостны.
Прежде всего, сколько детей в России? И это самый драматический вопрос. В чем же драматизм? А вот в чем. Доклад (государственный!) говорит: на начало 2003 года в России было 30,5 миллиона детей до 18 лет, 21,3% всего населения. На том бы можно и успокоиться. Но статистика и придумана-то для сравнений. Из обычных граждан этим — сравнительным анализом — пользуются лишь озабоченные преподаватели да наиболее любознательные студенты. И должны бы — власти.
Так вот, на начало 2002 года, т.е. в 2001, детей в России было 31,6 миллиона. Исчезло 1,1 миллиона. За год! В 2000 году детей было 32,8 млн. За два года стало меньше на 2,3 миллиона. Что это такое? Попробуем рвануть назад не на год-другой, а на целое десятилетие. Оказывается (а вот это уже из доклада «Положение детей в мире» Детского фонда ООН — ЮНИСЕФ), в 1991 году у нас было 40 миллионов 152 тысячи 440 детей. Потеря в 9 652 440 душ! Не слабо, согласитесь.
С младых лет я обожаю Бальзака и хорошо помню его сочинение «Шагреневая кожа». По сговору с адом владелец ее исполнял любые свои желания, а кожа и, значит, его жизнь от этого всякий раз сокращалась. Но желания-то исполнялись. И вот думаю: за исполнение каких же таких желаний шагреневая кожа — российское детство — сократилось почти на 10 миллионов?
Политики, да и пресса, любят щеголять цифрой, что, мол, у нас умирает в год по 1 миллиону людей. Но с 1992 по 2002 год население в целом сократилось на 5,23 млн человек — со 148 326 до 143 097 млн. А детей на 9,652 млн! И трагедия именно в этом: с одного входа этого статистического ряда дети убывают во взрослость, вырастают. Но в другой — не вступают, то есть не рождаются.
А что между ними? Иначе: как чувствуют себя дети в детстве?
Сделайте выводы сами — я же только приведу цифры. За 10 минувших лет 3 991 570 родились вне брака. Доклад фиксирует: в 2002 году их зарегистрировано 411,5 тыс. — рост за год на 40 тыс. Любопытная деталь: из них 195 397 малышей зарегистрированы по совместному заявлению родителей. И папа и мама есть, но ребенка регистрируют как внебрачного. Почему? Да потому что пособие матери-одиночке выше, чем ординарное пособие на детей, которое в 2002 году составляло 86 руб. 50 коп! Бедность, выходит, лишает ребенка отца, заставляет родителей выкручиваться вот таким, совсем уж неблагородным, способом. По-моему, хорошая иллюстрация к тезисам президента о бедности. Вот бы и поднять — нижайшую из нижних — социальную планку, пособие всякому ребенку — дабы не унижать ни людей, ни детей!
Странным образом статотчет обращает наше сознание к «Холодному дому» Чарльза Диккенса. Родители — бедные, опустившиеся, непрофессиональные, безработные — предают своих детей. В массовом порядке. Для меня всегда существовала контрольная — и страшная, в общем, — цифра: 678 тысяч детей-сирот после Второй мировой войны. Официальная статистика признает: сегодня их 700 851. Детский фонд полагает, что их на 10% больше — по крайней мере. Доклад не учитывает тех, кто «в пути» — в приютах, в том числе негосударственных, «в бегах» или в подвешенном состоянии — у родственников и знакомых. А если говорить о сиротстве по существу — цифры здесь вырастают вкрутую. К примеру, в стране 1399 школ для умственно отсталых, 126 — школ и 16 993 классов для детей с задержкой психического развития, 152 дома-интерната для детей-инвалидов, и множество, печальное множество ребятишек, там обретающихся, забыты или полузабыты родней и с малых лет переполнены тоской.
Вывод: да, можно сколь угодно пинать государство и бюджет, но первично ответствен за ребенка родитель — отец и мать. Да, родительство нуждается в государственном окормлении, равно как и покинутое детство — и все же, все же, все же, как говорил поэт, — и нищая, но честная перед дитем мать не даст свое дитя в обиду.
Еще же государству надо бы пошире раскрыть ворота социальным инициативам. Сделал же в 1988 году Детский фонд доброе дело, пробив решение властей о семейном детском доме — попросту, семье, которая принимала от 5 сирот сразу. И опыт ведь есть — 2700 ребят выросли в 368 таких семьях, и нет среди там воспитанных ни наркоманов, ни преступников: все состоялись, все обрели близких взрослых людей. Это и есть мечтаемый теплый дом. Государство же наше давно бы должно понять, что не справится с сиротством без поддержки и содействия нации, где, слава богу, существует, жаль, плохо востребованный, но мощный потенциал добросердечия и сострадания.
Добавлю о сиротстве: всего за 10 последних лет «выявлено впервые» 1 186 694 детей, лишенных родительского попечения. Как и все, они вырастают. Увы, становятся успешными лишь единицы, пополняя собою — горько говорить — социальное дно. Так что «шагреневая кожа» российского детства, можно утверждать, сокращается и за счет сиротства, за счет покинутости, нового одиночества, непрофессионализма, бедности. А ведь государство тратит огромные деньги, чтобы выручить их! В стране больше 2000 сиротских заведений разного свойства и при них огромная армия персонала. Среди них есть герои и подвижники. Но сверхотличный директор не способен провести сироту до полного его житейского устройства — он ведь не родитель.
Ну, а остальные дети? Обо всем не скажешь — детские беды многолики и многоруки. Вот, скажем, на 30,5 млн несовершеннолетних за 2002 год зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, 45,289 млн — значит, у многих детей по нескольку болезней. Доклад и правдив, и лукав сразу — впрочем, этим отличается и вся наша статистика: ведь приведенная цифра касается только детей от 0 до 17 лет, в то время как надо показывать данные до 18 лет. Но и эта, усеченная правда говорит: диагнозов больше, чем всех детей вообще.
Число преступлений, совершенных детьми, составило в 2002 году 139,7 тыс. — по сравнению с 1999 почти на 50 тысяч меньше, но особо тяжких преступлений на 2000 больше. Число осужденных составило 88 334 по сравнению с 142 829 в 2001 году, но зато стабильно число ребят в спецшколах и спецПТУ — иначе говоря, кандидатур с печальной перспективой.
Увы, доклад уходит от серьезного анализа таких сложных бедствий, как вовлечение малолетних в преступность, детская проституция, рост заболеваний СПИДом, сифилисом. Не только Минтруда (бывший) — никто вообще не может толком сказать хоть что-нибудь внятное о профилактике школьной наркомании, а ведь ребят, испробовавших эту отраву, не меньше 600 тысяч. Статистика невнятно анализирует групповые детские преступления и совсем никак такое сложное явление, как скинхеды.
Что же делать-то? И все ли так худо? Увы, мозаика — а она сложена из основополагающих пазлов — удручает. Легче всего укорить меня в чернухе. Я бы и рад улыбаться, да Госкомстат не позволяет. К тому же и президент в послании призвал неполитические общественные организации «отстаивать реальные интересы граждан». Отстаиваем интересы детей как можем, а отверженных детей, как у Гюго, все больше. И не только Детский фонд — все остальные лишены законодательной поддержки и льгот, существующих в мире. А 3–4 млн долларов, которые мы и 70 наших отделений даем страдающим детям, — проблем разрешить не в состоянии.
Власть, озаботься же своими помощниками — частью гражданского общества!
Комментариев: 0
Оставить комментарий